Часто задаваемые вопросы
В этом разделе мы собрали авторитетные ответы на наиболее часто задаваемые вопросы
Часто задаваемые вопросы
Брахманические шнуры/ Гаятри-мантра
Некоторые преданные носят на своих запястьях брахманические маха-прасадные шнуры от Божеств. Это нормально?
Акшаянанда: [обрыв записи] ... шнур от Божества, старый священный шнур, и они завязывают его на своем запястье. Они связывают его здесь.
Шрила Прабхупада: Кто?
Акшаянанда: Некоторые из преданных начали это делать сейчас.
Шрила Прабхупада: Почему?
Акшаянанда: Я не знаю. Это как носить четки на запястье. Священный шнур от Божества, после замены на новый, берут старый шнур и носят его здесь.
Шрила Прабхупада: Кто им сказал?
Акшаянанда: Я не знаю.
Шрила Прабхупада: Тогда почему ...
Акшаянанда: Ну, я сказал одному мальчику, чтобы он прекратил это, и, поскольку я не мог процитировать какой-либо авторитетный источник, он продолжает носить ...
Шрила Прабхупада: Нет, нет, нет авторитетного... Где его авторитетный источник?
Акшаянанда: Да.
Шрила Прабхупада: Этот вздор следует прекратить.
Акшаянанда: Хорошо. Конечно.
Хари Шаури: Я думаю, что их идея заключается в том, что, поскольку это прасад, это от Божества, то они могут носить его.
Шрила Прабхупада: Это еще одна выдумка. Священная шнур не используется таким образом, на руке.
Утренняя прогулка, 7 апреля 1976 года, Вриндаван
Чистота
Если больше некому поклоняться Божествам, могут ли женщины во время оскверненного состояния поклоняться или готовить для Божеств?
Согласно смарта видхи, женщины не могут прикасаться к Божеству во время менструации, но госвами виддхи позволяет. Но лучше этого не делать. Важно одно - что севу никогда нельзя останавливать, ни по какой причине. Это также относится к приготовлению пищи.
Письмо от 13 августа 1974 г.
Подходят ли духи на спиртовой основе для поклонения Божествам?
Духи на спиртовой основе не рекомендованы для ароматизации одежд Господа и для нанесения на тело перед служением Божествам. Ниже мы приводим список цитат из шастр, а также авторитетных источников, на основании которых была вынесена эта рекомендация.
1. «О царь, кувшин, в котором хранилось вино, не отмоют даже воды всех рек. Так и непреданного не очистят никакие обряды искупления грехов, как бы ревностно он их ни совершал». (ШБ 6.1.18)
2. Чайтанья Махапрабху сказал: «Сколько бы молока ни было в кувшине, если его осквернила хотя бы капля вина, к этому молоку уже нельзя прикасаться». (ЧЧ Мадхья 12.53)
3. "So the Vedic conception is completely different. The... According to modern science, they put things into alcohol to sterilize. Is it not?
Svarūpa Dāmodara: Put alcohol in things.
Prabhupāda: Yes. But it becomes more impure. Anything you put into alcohol, that becomes more impure, according to this."
[06. Audio Transcripts, 1966—1977, In Chronological Order / 1973 - Note / May / Śrīmad-Bhāgavatam 1.8.52 — May 14, 1973, Los Angeles]
Тут сказано, что всё, с чем соприкасается спирт, делается нечистым.
4. Алкоголь по оскверняющим качествам приравнивается к испражнениям:
«О потомок Дашархи, просим Тебя, милостиво убей этого демона. Так Ты сможешь искупить Свою вину перед нами. Этот демон приходит сюда и обливает нас гноем, кровью, испражнениями и вином, оскверняя святое место». (Источник Вечного Наслаждения 2.23)
5. «Панчаратра-прадипа«, книга по поклонению Божествам, официально утвержденённая ДжиБиСи ИСККОН, не рекомендует спиртовые духи:
«В некоторых храмах пуджари предлагают разные масла в зависимости от сезона. Например, во Вриндаване пуджари обычно предлагают рух кхуш летом, кадамба и розу в сезон дождей, жасмин осенью и хину (мирт) зимой. Избегайте предложения синтетических масел, которые содержат нечистые химические вещества такие как спирт».
(Панчаратра-прадипа 1.13, ингредиенты для поклонения)

Одевание Божеств
Приемлемо ли, чтобы стопы Шримати Радхарани были видны?
Ваш первый вопрос, должны ли быть видны стопы Шримати Радхарани, ответ — нет, их никогда не должно быть видно. Однако стопы Кришны должны быть видны.
Письмо, 4 января 1973

Можешь продолжать не показывать стопы Шримати Радхарани.
Письмо, 9 октября 1974

Есть еще один случай, когда Шрила Прабхупада увидел, что стопы Радхарани были видны, но ничего не сказал. Возможно, это связано только с этим конкретным обстоятельством.

Можно одевать Божества без рубашки?
В ваших западных странах Господь Чайтанья должен быть полностью покрыт одеждами, Он не должен быть с голым торсом.
Письмо, 4 января 1973

Как правило, тело Кришны облачено в четыре вида одежды: рубашку, тюрбан, пояс и верхнее платье.
Одежды Кришны и Его гирлянды, НП 41: Братская преданность

В вашей стране Божество не должно обходиться без рубашки.
Письмо, 28 мая 1975
Носит ли Радхарани тилаку?
Чинтамани: Спасибо. Кришна носит тилаку также как и мы? Шрила Прабхупада?
Прабхупада: Да. А Радхарани носит только красную точку.
Беседа в комнате, 22 апреля 1972, Япония

Тилака может означать одно из двух. В первом случае – это урдхва-пундра, что означает вайшнавская тилака – две идущие вверх линии. Во втором случае может означать украшения для лица. Шримати Радхарани не носит урдхва-пундру, но иногда Её лицо разрисовано гопидотсами и т.д.

«На Её красивом высоком лбу сияет тилак удачи. Разнообразные проявления Её любви — это драгоценный камень, а сердце — медальон».
Мадхья-лила, 8.176

«От стыда Она не знала, куда Себя деть, и погрузилась в задумчивость, а Кришна воспользовался этим и нарисовал на Ее груди различные виды тилака».
Нектар Преданности, глава 23 – Дхира-лалита
Насколько мы понимаем, это утверждение в данном стихе относится к украшениям лица.

Что насчет волос Божеств, какой длины они должны быть?
Чинтамани: Я сделала волосы. Но я не знаю, какой длины они должны быть.
Прабхупада: Это можно увидеть на картинах с Кришной.
Чинтамани: На картине с Кришной? Его волосы вьющиеся?
Прабхупада: Да. Вьющиеся. (Неразборчиво) чёрные.
Чинтамани: Они очень длинные?
Прабхупада: Очень. Очень длинные.
Чинтамани: Очень длинные. Насколько длинными они должны быть?
Прабхупада: У Радхарани они должны быть не ниже талии.
Чинтамани: О. А у Кришны?
Прабхупада: А у Кришны они должны быть по шею.
Беседа в комнате, 22 апреля 1972, Япония

Могут ли Шри Шри Гаура-Нитай носить тюрбаны?
Гаура-Нитай могут носить тюрбаны.
Письмо, 28 мая 1975

В Денвере у Шрилы Прабхупады спросили, предпочитает ли он короны или тюрбаны. Шрила Прабхупада ответил, что предпочитает короны.
Можно ли предлагать Божествам то, что было приготовлено непреданными?
Божествам нельзя предлагать ничего, что не было приготовлено самими преданными.
Письмо, 28 мая 1975
Можно ли Господу Чайтанье носить павлинье перо?
Этот вопрос часто задают на совещаниях по поклонению Божествам, на самом деле это, наверное, один из самых часто задаваемых вопросов.

Джананивас прабху, старший пуджари в Маяпуре, задал этот вопрос Шриле Прабхупаде. Его ответ: «Почему нет? Он — Кришна».

Также есть видеосъёмка того, как Шрила Прабхупада предлагает арати в день установления Божеств Гаура-Нитай в Мельбурне. На Божествах были очень большие павлиньи перья. Кто-то может подумать, что Шрила Прабхупада упустил это из вида, но со слов Курмы прабху, который проводил пуджу в тот день, Шрила Прабхупада сидел совсем близко к Божествам всё время и рассмотрел все малейшие детали поклонения.

В Лондоне Шрила Прабхупада сказал матаджи Малати, что Господь Чайтанья всегда должен носить павлинье перо.
Могут ли другие Божества носить павлинье перо?
Шрилу Прабхупаду спросил Нароттамананда прабху, который был первым старшим пуджари в нашем храме во Вриндаване, может ли Шримати Радхарани носить павлинье перо, и Шрила Прабхупада ответил: да, но не всегда.

Во главе друзей-благожелателей стоят Мандалибхадра и Балабхадра. Вот описание внешности Мандалибхадры. Его кожа желтоватого цвета, он одет в нарядные одежды и всегда носит с собой многоцветный посох. Его голову украшает павлинье перо. Он всегда выглядит очень привлекательно.
НП, 41 глава Братская преданность.

Есть фотографии, на которых Шрила Прабхупада носит куртку с павлиньим пером на шнурке капюшона.
Насколько важно одевать Божества в соответствии с цветами дня недели?
Мы задавали этот вопрос несколько лет назад Е.М. Нарасимха-каваче прабху. Он ответил, что такого правила в ИСККОН нет. Мы спросили у Е.С. Бану Свами, его ответ: «Цвета, соответствующие планетам и дням недели — всем известный факт в некоторых частях Индии, и, я полагаю, в некоторых храмах во Вриндаване есть такой обычай. Но я не видел в Писаниях рекомендаций одевать Божества в соответствии с этими цветами. В работах, описывающих игры Господа, такие как Говинда лиламрита или Мадхава махотсава, часто описываются драгоценные камни нава-ратна в отношении к разным кумбхам для омовения или кунджам сакхи».
"Colors for planets and days is common knowledge in parts of India, and I believe in some temples in Vrndavana it is a custom. But I have seen no scriptural reference for deity dresses in those colors. In works describing pastimes like Govinda lilamrta or Madhava mahotsasva often the nava ratna jewels are described in relation to different kumbhas for bathing or for different kunjas of the sakhis."

Можно видеть, что ни в в храме Шри Шри Радха-Мадхава (Маяпур), ни в Кришна Баларам мандире, ни в Бомбее такого правила нет. Нет этого правила и в храме Радха-Рамана, который Шрила Прабхупада рекомендовал как пример для ИСККОН. Тем не менее отдельные пуджари могут применять эту систему, не навязывая её другим преданным. Принцип предложения одежд Божеству в соответствии с цветами дней недели упоминает в своей книге «Храм Господа Джаганнатхи» известный автор Сомнатх Кутия. Он пишет, что «хотя в течение дня одежду меняют много раз, цвет одежды для последней (вечерней) веши, бада-сингхар-веши, должен быть таким, какой определен для этого дня недели...
Эта перемена цветов одежды напоминает преданному об истинной природе Джаганнатха. Он — Господь вселенной, бесчисленных вселенных! Он владыка солнца и луны, а также всех планет. Сказано, что в действительности Он в качестве Своей настоящей одежды носит их».
Вопросы об Экадаши
Употребляют ли Господь Чайтанья и духовный учитель в пищу зерновые в Экадаши?
Прабхупада: О да. Но не гуру. Экадаши соблюдает джива-таттва, не Вишну-таттва. Мы постимся, чтобы излечиться от материальной болезни, но Радха-Кришна, Чайтанья Махапрабху…Чайтанье Махапрабху тоже можно не предлагать зерновые, потому что он играет роль преданного. Только Радха-Кришне, Джаганнатхе можно предлагать зерновые. И наоборот, Гуру-Гауранге не предлагаем. И прасад этот никто не должен принимать в Экадаши. Его нужно оставить на следующий день.
Беседа в комнате, 22 апреля, 1972, Япония
Можно ли употреблять кэроб, кукурузный сироп, семена кунжута?
Отвечает Е.М. Курма прабху:
Хотя кэроб и называют кэробными «бобами», он растёт на больших деревьях и не является бобовым как обычные бобы. Он выглядит и растет как стручок тамаринда, и, насколько я могу судить, это плод дерева, так же как и тамаринд. Поэтому мой ответ на вопрос о кэробе — его можно в Экадаши. То же самое с ванильным «бобом», насколько я понимаю. Это сугубо мое мнение.

Теперь, чтобы всё запутать, кажется, что мы не едим бобовые в Экадаши. Почему же так только кажется? Что ж, арахис — это бобовые, и мы (хотя и не все вайшнавы) едим их. (Шрила Прабхупада, безусловно, ел). Так что это мудрёный вопрос, и никто так и не смог объяснить мне ведический расчет ботанических категорий.

Я вообще не использую кукурузный сироп, поэтому мне никогда не приходилось принимать решение насчет него. Я вспоминаю похожий вопрос на кулинарной конференции некоторое время назад, когда был сделан вывод, что его тоже можно, но я не могу представить доказательства.

Некоторые Гаудия-вайшнавы не едят семена кунжута в Экадаши. Шрила Прабхупада действительно ел их иногда в Экадаши, согласно одному рецепту из первой кулинарной книги Ямуны. Постоянные жители Маяпура и другие, в том числе Джаяпатака Свами, не используют их в готовке в Экадаши, наряду с семенами горчицы и другими продуктами, которые не едят местные гаудия-вайшнавы, просто чтобы избежать критики или проблем с местным распространением прасада. Я ем их в Экадаши.

Да, я всегда считал так: сомневаешься — не ешь. Единственным недостатком будет простота прасада, но, по крайней мере, не будет того мучительного сомнения, что вы нарушили свой Экадаши, или, что ещё хуже, пост Экадаши ещё сотни преданных, поскольку вы только что приготовили для них.
Можно ли употреблять просо и киноа?
Отвечает Е.М. Курма прабху:
Просо определённо нельзя в Экадаши. Киноа, безусловно, можно!

У меня нет никаких ссылок на шастры, но, выражаясь ботаническим языком, семя киноа не является зерном. Это плод травяного растения, но при приготовлении он рассматривается как зерно (например, используется для приготовления муки). Его ботаническое название — Chenopodium quinoa. С изображением растения можно ознакомиться по ссылке: http://waltonfeed.com/quinoa.html

Мантры
В мантре, которую мы поём для Туласи по утрам, говорится Вишну или Кришна?
Шрила Прабхупада сказал в письме Говинде даси:
«Ниже я даю тебе три мантры для Туласи Деви:
вриндааи туласи девйаи прийааи кешавасйа ча
вишнубхактипраде деви сатйаватйаи намо намах.
Это для выражения почтения, для поклона (панчанга пранам)»
Письмо, 7 апреля 1970 г.

Также отмечается, что в пранама-мантрах для духовного учителя мы повторяем нама ом вишнупадайя, предлагая поклоны тому, кто принял прибежище у лотосных стоп Господа Вишну.

Шрила Прабхупада также говорит:
Вишну и Кришна — одно и то же.
Бхагавад-гита 4.12, Бомбей, 1 апреля 1974 г.

Могут ли не-брахманы повторять мантры, используемые в поклонении Божествам?
Ученик получает мантры, используемые в поклонении Божествам, когда он получает панчаратрика дикшу от духовного учителя. Если кто-то повторяет эти мантры, не получив их авторитетным способом, то, как сказано в Падма-пуране, результата от такого повторения мантр не будет:
сампрадайа-вихина йе мантрас те випхала матах.
Если вы не инициированы истинным духовным учителем в ученической преемственности, мантра, которую вы могли получить, не даст никакого эффекта.
Отношение
Как я могу поддерживать свой энтузиазм в служении и не сближаться с Господом?
Без слушания, что он будет делать, глупости? Шраванам киртанам — вот наше основное занятие. Шраванам. Если вы не погружены в слушание, то чем вы станете заниматься? Вы будете лишь удовлетворять свои чувства, вот и всё.

В этом заключается наша трудность: мы не проявляем особого интереса к слушанию. Тем не менее, это является нашим главным занятием. Наше бхакти начинается со шраванам-киртанам-вишнох. Мы должны слушать, и затем мы должны рассказывать. Если у нас нет интереса к тому, чтобы слушать и говорить, все превратится в дхакура-бари(?), простая формула. И всё постепенно остановится. Если не будет жизни в шраванам-киртанам, эти большие здания, наши храмы превратятся в тяжкое бремя. Так что если мы желаем отяготить наше будущее, то можем перестать слушать и повторять, и всё время просто спать. Тогда всё станет непосильным грузом. Галаграха. Не шри-виграха, а галаграха. Шри-виграха означает Божество для поклонения. Если мы прекратим шраванам-киртанам-вишнох, то начнем думать: «Наш Гуру Махараджа повесил нам на шею такой тяжкий груз — галаграху». В этом и таится опасность. Мы должны очень внимательно относиться к шраванам-киртанам. Иначе все наши труды окажутся бесполезными. Это здание превратится в гнездо для голубей и голубок. Вот в чем опасность. Так сейчас и происходит. Никто не проявляет интереса к подобным вещам...
Шримад Бхагаватам 1.8.19, Маяпур, 29 сентября 1974 г.


Практические вопросы о поклонении Божествам
Можно ли дуть в раковину на алтаре?
Раковина считается трансцендентной; поэтому не проблема дуть в неё на алтаре. Но эта раковина хранится в комнате Божеств, потому что она признана Ведами чистой.
Беседа с профессором Котовским, 22 июня 1971 года, Москва

Сварупа Дамодара: Одна вещь, которую я хотел спросить про арати, это, предлагая арати, мы теперь дудим в раковину, но пуджари выходит из алтаря наружу, когда нужно дудеть в раковину, он делает это, особенно в Атланте, и я думаю, что и в других храмах, которые я видел, пуджари выходит из ...
Рупануга: Да, он приходит на эту сторону алтаря и дудит в раковину. Это нормально? Это должно быть за занавесями или перед ними?
Прабхупада: За занавесями алтаря?
Рупануга: Он должен дудеть за занавесями
Сварупа Дамодара: Нет, то, что он делает, это пуджари выходит, пока другие преданные там, за занавесом, а затем дудит в раковину.
Прабхупада: Чтобы звук был слышен? В этом нет ничего страшного.
Сварупа Дамодара: Внутри. Но это как-то портит общую картину, потому что он должен снять цепь и переступить через нее, а затем ...
Прабхупада: Нет, нет. Зачем? Нет нужды. Нет необходимости переступать через цепь.
Сварупа Дамодара: Тогда можно дудеть внутри алтаря?
Прабхупада: Почему нет? Можно.
Беседа в комнате с учеными, 8 июля 1976, Вашингтон.
У меня есть раковина Лакшми. Как ей нужно поклоняться? Как её нужно класть на алтарь?
Касательно раковин на алтаре: закрученные влево раковины не обязательно раковины Лакшми, ведь это большая редкость. Даже если есть настоящая раковина Лакшми, нет нужды предлагать ей особое поклонение, особенно в храмах, где поклоняются Божествам Радха-Кришны. Поклонение Шримати Радхарани, источнику Лакшми, включает в себя поклонение Лакшми Деви. Большинство доступных в настоящее время раковин, закрученных влево — это так называемые «раковины-молнии», которые, хотя и не совсем такие, которые предназначены для поклонения, признаны допустимыми заменителями стандартных раковин во многих храмах в Индии, по крайней мере, для купания Божества. Однако нет необходимости ставить такие «раковины» на алтарь.
ПП 2.3: Основы Поклонения

Но также не будет вреда, если держать её на алтаре. Поскольку раковина используется для поклонения Господу, её можно считать одним из спутников Господа. В более сложной пудже раковине поклоняются до начала основной пуджи.
Раковины, которые вы описали, могут находиться на алтаре в качестве украшения, но они должны содержаться в чистоте. Всё на алтаре всегда должно быть чистым.
Письмо, 18 ноября 1973 г.
Какие виды ткани я могу носить для выполнения севы Божеству?
Есть три вида ткани, которые вы можете носить во время служения Божеству: шёлк, джут и хлопок. Это также относится к служению на кухне или другим служениям, связанным с поклонением Божеству. Вне алтаря также можно носить шерстяные джемперы и т. д.
Если вы носите ткань только на алтаре, то хлопок остается чистым в течение одного дня, джут — в течение трех или четырех дней, а шелк — в течение одной недели.
Возможно ли использовать для Божеств предметы из золота и серебра, которые раньше использовались людьми и были подарены храму?
Ответ Е.М. Сева-атулы прабху:
Да, золото и серебро можно просто помыть и использовать в поклонении.
«‎Очищение всех драгоценных камней, металлических изделий и вещей из камня должно производиться с помощью воды, золы и земли. Это мнение мудрых».
Ману 5.111

Если требуется основательная очистка золота и серебра:
‎‎«‎Серебро и золото произошли от огня и воды, поэтому очищение золота и серебра должно производиться огнём и водой, их исходными веществами».
Ману 5.113

«‎Золотые, серебряные и ракушечные изделия можно очистить, просто промыв их водой, если они не испачканы топленым маслом или другими подобными пятнами».
Гаруда Пурана (Ачара, 97,1)

«‎Раковина, камень, золото, серебро, веревка, одежда, листовые овощи, коренья, фрукты, изделия из бамбука, драгоценные камни, жемчуг и тела людей — всё это можно очистить только водой».
Брахма Пурана, 221.113-114
Как соблюдать Туласи-Шалаграма виваху?
Насколько мы понимаем, это не праздник Гаудия-вайшнавов
Что такое Санкалпа?
В начале шодашапачара-пуджи, праздничной абхишеки, огненной церемонии пуджари совершает ритуал Санкалпа. Что это такое?

Шрила Шачинандана Свами описывает Санкалпу следующим образом:
«Если человек собирается совершить некоторый ритуал или аскезу, перед его началом он должен сконцентрироваться на своих намерениях и конечной цели, ради чего он будет совершать данное действие; а по окончанию ритуала — будь то паломничество, проведение пуджи, соблюдение поста, повторение мантры, омовение в священной реке или любое другое благоприятное действие — он вновь должен сконцентрироваться на желанной цели и попросить Верховного Господа о том, что если Он доволен совершенными действиями, то пусть плоды его скромной аскезы даруют просящему обретение желаемого.

Главный секрет санкалпы заключается в том, чтобы не дать желаниям и амбициям, которых у нас может быть множество, «сбить прицел»: 1) в данный момент нужно на 100% сосредоточиться на одном, на главном желании, в буквальном смысле стать одержимым этой идеей; 2) использовать авторитетный метод, рекомендованный шастрами (священными писаниями), и 3) обратиться по правильному адресу.»

Разъяснение принципа Санкалпа от Е.М. Шиталанга Гауранги прабху :
Предпосылка: живые существа страдают от трех видов кармических реакций:
1. Аагаами
2. Санчита
3. Прарабдха
Те действия (совершённые в прошлом), которые начали вызывать кармические реакции, называются прарабдха.
Те действия, которые ещё не начали приносить результаты, но со временем и в будущем будут, называются аагаами.
В то время как живое существо в настоящее время страдает/наслаждается реакциями из-за прарабдхи, оно в настоящее время продолжает выполнять много благочестивых и порочных действий. Это не даст результатов сейчас, но даст намного позже. Такая реакция называется санчита.

Господь установил порядок для всех живых существ, чтобы смыть с себя страдания от таких реакций, увеличивая при этом наслаждение или счастье. Эта договорённость есть выполнение Нитьи, Наимиттики, Праясчитты и других подобных действий, таких как ганга-снаана, параматма упаасана, благотворительные действия, таких как го-даана, шри-мурти даана, вришотсарджана, карма. Эти действия могут смыть всю паапа карму.

Для того, чтобы отразить пагубные последствия предыдущих греховных поступков и развить тенденцию больше не грешить, нужно выполнять эти нитья, наимиттика, праайасчитта кармы, чтобы получить этот результат.

Нитья кармы исполняются регулярно, каждый день. Следовательно, они определяются как «нийата прадоша каалеена дживана нимитта катвам нитйаттвам» (Так как человек жив, он должен выполнять рекомендуемые крии в назначенное время дня, следуя всем правилам и предписаниям.)

Кармы, которые создаются живыми существами, являются буддхи-бедваками (сознательными) или абуддхи-бедваками (неосознанными).

Аджнаата папа крийя смываются нитйа кармой, такими как сандхья-вандана.

Таким образом, живые существа, выполняя эти различные типы нитья, наимиттика, прайасчитта и т.д., должны делать это сознательно и намеренно.

Вот где проявляется утверждение цели, санкалпа.
Санкалпа:
"санкалпа мано-вьяаапараха / идам карма каришйаами - итйакаарака маанасикоддешаха /"
Это означает, что я клянусь, что буду выполнять вышеупомянутую карму правильным образом.

Также сказано, что человек должен выполнять обет искренне, как аскезу и с большой верой – "сатйам тапаха шраддхааайаам джухоми"

Далее, в шрути сказано: «йан манасаа дхйайяти, тад вачаа вадати, тат карманаа кароти».
Это означает, что когда громко объявляется то, о чем мы поклялись в наших умах, решимость выполнять эту деятельность становится более сильной. Таким образом, человек, который решил сделать деятельность в своем уме и затем объявил об этом окружающим, получит сильный импульс для выполнения обета.
Можно ли предлагать Манджари без листьев? Какие листья можно предлагать? Можно ли предлагать сухие листья или палочки Туласи?
Мы обсудили эти вопросы с Е.М. Сева-атулой прабху и предлагаем Вам дословный перевод его сообщения.

В «Падма-пуране» упоминается, что манджари с 4 листочками это — шрештха, самое лучшее. На втором месте предложение манджари с 2 листочками. Ещё может вообще не быть листочков, просто манджари. Далее идут просто 4 листочка, без манджари, затем 2 листочка. И просто Туласи, сухая веточка. И даже если это не доступно, то земля из-под Туласи может быть помещена (использована) для предложения. Это всё там дано, в «Падма-пуране». Так что здесь нет преград, нет ничего запретного, что только манджари с листочками должны быть предложены, а не как-то иначе. Это всё большие спекуляции.

Туласи в любой форме может быть предложена. И Туласи одна единственная, которую можно предлагать, и предлагать, и предлагать, перепредлагать (повторно, снова и снова). Нет такого, что это стало прасадом и теперь нельзя предложить Кришне. Вы можете достать Туласи (из прасада) и обратно поместить куда-то (отложить). Это как с чистым преданным. Вы перед предложением взываете к своему гуру, а не зовёте какого-то нового (свежего) гуру. Нет такого, что я какого-то нового гуру позову. Это глупо, так же глупо, как на этом примере. Туласи может быть сухой, влажной, с манджари или без листочков, любой формы может быть предложена. Туласи должна присутствовать, и она может быть предложена снова. И тут нет преград, она не оскверняется, не нуждается в очищении. Единственное, мы её протираем и промываем немного, просто чтобы убрать пыль снаружи, которая могла осесть. А затем предлагаем Кришне. И вы можете также перепредложить её, тут нет ничего страшного (неправильного).

Харе Кришна!
Почитание прасада
Можно ли жевать предложенные Божествам листья Туласи?
Существует расхожее мнение, что это оскорбление. Однако, если небольшие листочки ещё можно как-то проглотить, не трогая их зубами, то как быть с большими листьями и особенно манджари?

Ответ Нарасимха-кавачи прабху:
«Не знает ни одного правила, запрещающего жевать Туласи. И, как вы упомянули, если у вас есть большая манджари, вы не сможете её проглотить. Если попробуете, можете подавиться».

Панкаджангри прабху также подтвердил, что такого запрета нет.
В книге Сатсварупа даса Госвами «ИСККОН в семидесятые» описан случай, когда Шрила Прабхупада жевал манджари:
5 октября 1977 года: «Потом Шрила Прабхупада проснулся. Голова его по-прежнему лежала на подушках, но глазами он обвёл комнату. Прабхупада попросил, чтобы его посадили. Хари Шаури поднял его и положил ему под колени подушку. Прабхупада попросил свое питьё и попросил, чтобы кто-то почесал ему спину. Я подошел и сел на кровать за Прабхупадой. Просунув руку под его курту, я слегка потер вверх–вниз его такую худую и костлявую спину. Прабхупада согнул пальцы (ладонь покрыта, как и его стопы, ярко-оранжевой куркумой) как когти, показывая, чтобы я хорошенько скреб. Я послушался. Вроде бы всё нормально. Потом Прабхупада захотел снова лечь.
Пока я скрёб, от Кришны-Баларамы принесли большую гирлянду из Туласи, и я надел её на Прабхупаду. Он потянул цветок Туласи на гирлянде, положил в рот и разжевал. Я был счастлив сидеть рядом со Шрилой Прабхупадой».

Таким образом, можно сделать вывод, что манджари и листья Туласи, предложенные Божеству, можно и нужно принимать. И бояться пережёвывания не стоит 🙂
Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к закрытому разделу сайта
В этом разделе вы сможете узнать данные о храмовых Божествах в России, а также посмотреть финансовые отчёты российского офиса Министерства поклонения
Ваша электронная почта
Номер мобильного телефона
Нажимая на кнопку «Отправить», я подтверждаю, что ознакомлен (-а) и соглашаюсь с «Политикой конфиденциальности» и «Соглашением об обработке персональных данных»
Made on
Tilda